Давайте вспомним известный анекдот: грех предаваться унынию, когда есть масса других грехов! – Этот самый бюджетный. Это конечно же юмор, но как на самом деле обстоят дела с унывающим человеком. В чем его вина?
Некоторые считают, что это все глупости Кафолической церкви, в нашем обществе такое не происходит. Другие говорят о том, что гнев имеет место быть. Третьи не понимают, как так случилось, что грехи являются смертными. У четвертого вообще одно недопонимание вокруг этого. Получается, что нет единого мнения и остается большим вопросом, почему же уныние является смертным грехом?
Смертные грехи зародились еще в 3 веке: когда только стало появляться христианство. На тот момент еще церковь не была разделена на православную и католическую. Тем не менее грехи считались на тот момент только монашескими обетами и никак не относились к мирской жизни. Изменения произошли не без помощи Григория Великого, который зовется в православной традиции Григорий Двоеслов — внес обозначение “смертные грехи” в христианство. Именно после этого, “уныние” стало превыше остальных плотских грехов.
Как так получилось, что вообще уныние стало “смертное”? Вообще получается, что находиться в печали и скорби – это просто переживания, которые может испытывать любой человек.
Здесь нельзя путать два понятия: скорбь и уныние. Скорбь мы испытываем тогда, когда ощущаем утрату. Такое происходит с человеком постоянно, например, в детстве укатился мячик — утрата. Или такое, родители не разрешают есть холодное мороженое — это уже скорбь от того, что желание не реализовалось. Если основываться на психологию, то данное состояние — это фрустрация. Без нее человек, как личность, не сможет расти и развиваться. Только столкнувшись с такими состояниями, как фрустрация и скорбь, человек учится справляться с бытовыми задачами. Это помогает ему находить выходы из положения. Он становится более сильным как личность.
Но случается, что переживания могут быть настолько серьезными, что человек попадает в состояние безысходности. Он не понимает, как выходить из той или иной ситуации, он перестает стараться, так как это только усиливает страдания.
В современной медицине, уныние и есть депрессия. Получается, что в христианство данное состояние — это уныние, а в психологии — депрессия. В таком состоянии необходима профессиональная помощь, попавшего в депрессию человеку.
На момент, когда в христианстве появилось слово – уныние, в качестве смертного греха, не предпринималось ничего, чтобы помочь человеку выйти из него. Что нельзя сказать о современной психотерапии. Действенным способом оставалось только вытащить человека из состояния депрессии и подключить весь его внутренний мир, а также помочь найти вдохновение на жизнь и пережить все трудности. Человек в депрессии и без помощи не сможет полноценно жить и никому не известно, сколько он сможет находиться в нем.
Получается, что уныние является смертным грехом и может привести к смерти? Давайте обратимся с этим пороком к творцам христианской этики. Философ, который почитаем не только в западной церкви, но и в восточной Иоанн Лествичник повествует по 13:2, что уныние – когда “расслабляется” душа и изнеможен ум. Иоанн говорит тому, кто унывает и делает упрек ему в том, что он не верит в Господа.
Святые отцы считают, что уныние — это сильная страсть, которая может победить смерть, но против нее нужно много и отчаянно бороться тому, кто хочет спастись.
Иоанн Богослов трактует, что Бог — это любовь. Сюда отлично можно вставить строчку: там, где страх и уныние, нет места любви. Подводя итоги получается, что уныние — это очень серьезный грех неверия в себя, в свой разум, в любовь и отношение Господа. Именно это и считается в христианстве главным принципом и содержанием.
При этом стоит отметить, что “смертный грех” уныние может быть оправдательным. Если человек приходит с покаянием и начинает стремиться к лучшему, изменяя себя и свой внутренний мир, то его грех прощается.